Счастья, радости, здоровья

Счастья, радости, здоровья

Часть 3

Большую роль играли в римской религии ауспиции — гадания. Тем не менее, это в большей мере было не предсказанием будущего, а средством указать отношение богов к задуманным действиям. Ауспиции были монополизированы государством, за полетом птиц наблюдали авгуры жрецы, свои действия они совершали только по приказанию высших лиц государства консулов, полководцев, императоров. А результаты гадания закон запрещал открывать народу без разрешения Сената. Ауспиции для римлян были божественным руководством в государственной деятельности любое отступление от традиций грозило самыми неприятными последствиями. Вот показательный пример почти 2300-летней давности. В ходе Первой Пунической войны 264-241 г. до н.э. римляне в морской битве при Дрепане (249 г. до н.э.) потерпели сокрушительное поражение от карфагенского флота. Этому предшествовали Очень неудачные ауспиции. Римские историки обвинили в поражении римского флота нарушение ритуала, а не талант полководцев противника или недостатки в своем командовании. Произошло это так, когда для определения воли богов из клеток на корабле были выпущены священные куры, они отказались клевать зерно. Это было очень плохим предзнаменованием. Консул 249 г. до н.э. Публий Клавдий, велел их всех побросать в воду, заявив: пусть пьют, если не хотят есть! И направил римские корабли навстречу противнику. Его смех, — как замечает Цицерон, — стоил ему многих слез. Потери римлян составили до 90 кораблей. Другой случай показывает нам как приверженность римлян к традициям отцов и дедов, так и то, почему римское право стало юридическим эталоном права современного. «Исполняй то, что должно, чего бы это ни стоило» было девизом государственных мужей Римской республики и империи. В III веке до нашей эры римляне сражались с эпирским царем Пирром (помните выражение «пиррова победа»? Это значит, что потери превысили преимущества от победы). Для того, чтобы отправить легионы против этого греческого выскочки, Рим должен был объявить Эпиру войну. Для этого особенный жрец фециал (не отсюда ли слово «официально»?) бросал копье на территорию противника. Древний обычай, сохранившийся со времен войн Рима со своими соседями, латинами, сабинянами и этрусками. Но! До их земель действительно было рукой подать, можно и копье бросить, и камнем кинуть, и кулаком погрозить — увидят. C Эпиром все обстояло сложнее — расстояние в сотни километров. Римские власти оригинально вышли из затруднительного положения: заставили пленного эпирского солдата купить маленький клочок земли в Риме, и на эту территорию фециал бросил копье. Война началась с соблюдением всех формальностей……

Читать далее: